Проект «Познакомьтесь – это Я!»
Вид проекта: творческий, индивидуальный, средней продолжительности.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: дети разновозрастной группы «Ромашка», родители, воспитатели: Труфанова А.В., Ершова О.А., тифлопедагог Литвиненко Е.В.
Возраст детей: 5-7 лет.
Продукт детской деятельности: рисунки, книжки-малышки, рассказы.
Продукт проектной деятельности: индивидуальные альбомы (рисунки + истории).
Сроки реализации: октябрь 2010 – март 2011.
Проблема: познать себя.
Цель: помочь каждому ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять свою уникальность и неповторимость.
Задачи проекта:
· помочь сделать первый шаг в открытии своего «Я»: чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия;
· учить осознавать индивидуальную неповторимость, которая проявляется в характере, разнообразии интересов;
· познакомиться с личными достижениями друг друга в разнообразных видах деятельности.
I этап
Проблема исследования. В беседе с детьми обратили внимание, что каждый ребёнок в группе уникален, неповторим, нет двух совершенно одинаковых мальчиков и девочек. Все дети с самого рождения развивались по своему сценарию, благодаря каким-то своим способностям приобретали умения в разных видах деятельности, а в будущем хотят приобрести разные профессии. Возникли вопросы: дети группы внешне похожи друг на друга? А каков внутренний мир каждого ребёнка? В чём отличие каждого ребёнка от других?
Гипотеза исследования. В группе много детей. Чтобы они хорошо себя чувствовали, находили друзей по интересам, узнавали что-то новое от детей, увлекающихся какой-нибудь деятельностью, необходимо узнать про каждого ребёнка: про его увлечения, успехи, мысли, привязанности. Самим детям трудно это сделать, поэтому следует попросить о помощи родителей.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети вместе с воспитателями поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
· познакомиться с успехами каждого ребёнка;
· с привязанностями детей группы;
· узнать о каждом ребёнке: его увлечения, мысли о будущем;
· поощрять творческую инициативу детей и родителей при создании образа.
II этап
Сбор, анализ и систематизация информации о внешних отличиях людей друг от друга:
- игра «Узнай своих друзей по голосу»;
- «Назови ласково»;
- «Мы разные» (рост, цвет волос, глаз, улыбка);
- упражнение «Что не так» (изменения в деталях одежды и причёски);
- беседа «Что означают наши имена»
- и др.
Творческая деятельность детей и родителей:
- книжки-малышки «Мой любимый детский сад»;
- словотворчество;
- сочинение хвалилок;
- изготовление кормушек для птиц.
III этап
Презентация альбомов «Познакомьтесь, это я!»
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА реализации ПРОЕКТА
«Познакомьтесь – это Я!»
Чтение художественная литературы |
Виды совместной
деятельности |
Воспитательно-образовательные
задачи |
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» |
Воспитывать чувство юмора |
Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» |
Воспитывать бережное отношение к игрушкам |
Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» |
Формировать основы взаимопомощи |
Чтение стихотворения «Чем пахнут ремёсла?» |
Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий |
Чтение нанайской сказки «Айога» |
Воспитывать отрицательное отношение к лени |
Чтение стихотворения «Непослушная мама» |
Уточнить знания детей о правилах поведения на улицах города |
Разучивание стихотворения «До чего же это здорово…»
(Г. Сапгир) |
Воспитывать доброжелательное отношение к друзьям, щедрость |
Разучивание стихотворения «Поссорились» (А. Кузнецова) |
Воспитывать умение договариваться друг с другом, самостоятельно улаживать конфликтные ситуации |
Ознакомление с окружающим
миром |
«Общаемся друг с другом» |
Воспитывать добрые чувства к сверстникам; уточнить знания о средствах общения людей |
«Что я знаю о себе?» |
Воспитывать самоуважение; учить осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими детьми и понимать существенные отличия |
«Все работы хороши» |
Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться |
«Мир на всей планете» |
Воспитывать уважение к людям различных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира |
«Здоровая пища» |
Закреплять знания о культуре питания |
«Чистота – залог здоровья» |
Формировать представления о необходимости содержать своё жильё и вещи в чистоте и порядке |
Ручной труд |
«Цветок для мамы» |
Воспитывать уважительное отношение к результату своего и чужого труда |
«Кормушки для птиц» |
Формировать основы инициативности, чуткость, взаимопомощь |
Изобразительная
деятельность |
«Автопортрет» |
Формировать умение рисовать лицо человека, не пропуская ни одной части (глаза, брови, ресницы, нос, рот). Учить передавать эмоциональное состояние человека в рисунке |
«Мои игрушки» |
Приучать доводить начатое дело до конца, воспитывать бережное отношение к игрушкам |
«Моя семья» |
Воспитывать любовь и уважение ко всем членам своей семьи |
Развитие речи |
«Четыре желания», рассказывание из личного опыта |
Развитие коммуникативной деятельности; учить детей внимательно слушать высказывания своих товарищей |
Пересказ рассказа К. Ушинского «Каждой вещи своё место» |
Воспитывать бережное отношение к вещам, приучать к порядку |
«Доброе слово лечит, а худое калечит» |
Воспитывать бережное отношение к близким, формировать умение исправлять свои ошибки, прося прощение |
«Что мне снилось?» (беседа) |
Воспитывать умение слушать внимательно других детей |
«Ласковые, добрые слова» (беседа) |
Воспитание добрых взаимоотношений в группе |
«Мой самый замечательный день» (беседа) |
Воспитывать доверительные отношения друг к другу |
«Моя любимая игрушка» (интервью) |
Воспитывать бережное отношение к игрушкам |
«Моё настроение» (беседа) |
Закрепление представлений об эмоциях |
«Моё заветное желание» (беседа) |
Эмоциональное раскрепощение, умение внимательно слушать других людей |
Игровая деятельность |
«Семья» (сюжетно-ролевая игра) |
Формировать умение соотносить игровые отношения с образцом, с реальной действительностью |
«Празднуем день рождения в кафе» (сюжетно-ролевая игра) |
Воспитывать культуру поведения за столом и в общественном месте |
«Приём гостей» (сюжетно-ролевая игра) |
Воспитывать умение принимать гостей, поощрение инициативности |
«Давайте поздороваемся» (игра-упражнение) |
Эмоциональное раскрепощение, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу |
«Маски» (игра-упражнение) |
Знакомство с эмоциями |
«Узнай по голосу» (игра-упражнение) |
Развитие слухового внимания |
«Репка» (игра-драматизация) |
Развитие навыков совместной деятельности, творческих умений |
«Капризка» (кукольный театр) |
Воспитывать умение сдерживать свои отрицательные эмоции |
ОБЖ |
«Одежда и здоровье» |
Воспитывать умение правильно одеваться, чтобы сохранить своё здоровье |
«Ребёнок и его старшие приятели» |
Научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию |
«Конфликты между детьми» |
Учить самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека |
Коррекционная работа |
Упражнение «Покажи настроение» (фотографируем эмоции детей) |
Уточнить знание детей о различных эмоциях, умение показать данные эмоции |
«Влияет без сомненья на всех нас настроенье»
|
Продолжать учить детей распознавать и оценивать свои эмоции и эмоции других людей. Учить описывать эмоциональные состояния. Учить быть внимательными к проявлениям чувств и желаний других людей |
Упражнение «Назови настроение и покажи пиктограмму» |
Упражнять в умении узнавать настроение на фотографиях и соотносить его с графическим изображением (пиктограммой) |
«Мы такие разные» |
Уточнить знания детей об особенностях строения лица. Учить сравнивать различные части лица (форма лица, глаз, носа, бровей; цвет глаз, волос, кожи лица), формировать представления о том, чем люди отличаются друг от друга. Упражнять в умении передавать эмоциональное состояние в рисунке (по трафарету) |
Игра «Домик настроения» |
Продолжать знакомить детей с названиями и характерными чертами основных эмоций (радость, злость, удовольствие, робость, страх, спокойствие, обида, грусть). Развивать творческое мышление, воображение и умение моделировать свое поведение |
«Это Я» |
Упражнять детей в умении рисовать портрет, отображая все части лица, учитывая пропорции и их местоположение. |
Результаты проекта:
· дети смогли сделать первый шаг в открытии своего «Я»: узнали, что такое чувства, переживания, разочарования;
· познакомились с разнообразием интересов детей группы и с личными достижениями друг друга в разнообразных видах деятельности;
· научились рассказывать о себе, своём настроении, увлечениях и слушать друг друга.