| ||||||||
|
| |||||||
Использование компьютерных технологий при подготовке детей с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению. Компьютерная программа "Черепашки"
Использование компьютерных технологий при подготовке детей с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению. Компьютерная программа «Черепашки»
В настоящее время компьютерные программы широко используются для лечения глазных заболеваний у дошкольников. Их многообразие позволяет активизировать лечебный процесс на различных его этапах. Для лечения амблиопии используются программы «BABYDOC», «Крестик», «Паучок», «Цветок», активизирующие и стимулирующие зрительные функции; «Relax!» - своеобразная гимнастика для глаз, сочетающая в себе напряжение и расслабление аккомодации; «еYе», «Контур», «Strabismus», «Gamma» - программы для восстановления и развития бинокулярного зрения. Эффективность лечения амблиопии и косоглазия зависит от множества факторов, таких как: личностные особенности детей, когнитивные способности, достаточный уровень предметно-практических действий и положительный настрой на лечение. При работе с компьютерными программами ребенок должен обладать определенным уровнем знаний и умений: - уметь фиксировать взор на объекте; - знать основные цвета и геометрические фигуры; - уметь ориентироваться на плоскости; - понимать термины «совместить», «слить»; - уметь пользоваться компьютерной мышью, как манипулятором. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, были определены трудности, возникающие в процессе лечения глазных заболеваний на аппаратах и компьютерных программах. Для их преодоления были разработаны рекомендации по написанию компьютерной программы «Черепашки» (в системе ЛогоМиры 3.0). Эта программа включает в себя несколько разделов: «Картинки», «Цвет», «Направление», «Исчезновение», «Контуры», «Лабиринты». Каждый раздел предполагает как пассивное, так и активное участие ребенка при работе с программой. Часть заданий направлена на развитие умения фиксировать взор на объекте (Черепашке), прослеживать его движение, при этом определять и называть его цвет, направление движения, находить глазами исчезнувшую и вновь появившуюся черепашку. А также в каждой категории есть игра «Черепашки», которая позволяет закрепить полученные знания. Ребенок самостоятельно выполняет задание, учится пользоваться «мышью», развивая функцию «глаз - рука». Раздел «Картинки» позволяет подготовить детей к проверке остроты зрения. Рассматривание картинки на мониторе компьютера вызывает эмоциональный отклик у детей, что позволяет повысить уровень восприятия и усвоения данного материала. Программа «Черепашки» использовалась при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Занятия проводились индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Содержание занятия определялось в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога и медсестры-ортоптистки. Например, перед проверкой остроты зрения проводилось занятие по знакомству с картинками из таблицы. Сначала обыгрываются предметы и игрушки (самолет, петушок, ёлочка и др.), затем рассматриваются цветные и силуэтные изображения, и когда ребенок узнаёт силуэтное изображение, можно предложить компьютерный вариант картинок. Этот вариант подготовки превращает утомительную процедуру по проверке остроты зрения в игру, дети хорошо справляются с поставленной задачей. Время работы ребёнка на компьютере регулируется с учётом лечебных процедур: для младшего и среднего дошкольного возраста 5-10 минут, для старшего дошкольного возраста 10-15 минут в день. В результате использования компьютерной программы «Черепашки» в течение двух лет у детей отмечается: - положительная динамика в эмоциональном отношении к лечению глаз; - дети научились фиксировать взор на объекте; - умеют удерживать взгляд на движущемся объекте; - знают основные цвета и геометрические фигуры; - могут показать и объяснить пространственное расположение и направление движения объекта; - умеют пользоваться компьютерной мышью. Программа «Черепашки» была написана выпускником нашего детского сада на основе рекомендаций учителя – дефектолога (тифлопедагога). В мае 2009 года программа была продемонстрирована членам Городской ПМПК и получила положительную оценку и рекомендации к использованию в работе с детьми с нарушением зрения.
Компьютерная программа«Черепашки» (система ЛогоМиры 3.0)
Методические рекомендации к использованию программы «Черепашки» Программа «Черепашки» - интерактивная программа, имеющая игровой характер. Она предлагает ребенку серию зрительных упражнений.
«Цвет». В данной категории представлены четыре варианта: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник. По выбранной фигуре движется черепашка, ребенку предлагается проследить за ее движением глазками и назвать цвет, при его смене. В этих упражнениях отрабатывается умение фиксировать взор на объекте, прослеживать его движение, различать и называть цвет.
В игре «Черепашки» детям предлагается найти черепашек заданного цвета, при ошибке раздается звуковой сигнал, в конце игры можно посмотреть количество ошибок.Это упражнение позволяет закреплять знания цветов, развивать поисковую функцию глаза и учит ребенка владеть мышью, как манипулятором.Данные навыки помогут легче овладеть навыками работы на аппаратах при лечении амблиопии и косоглазия.
«Исчезновение». Представлены те же геометрические фигуры, черепашка, передвигаясь по ним, исчезает и появляется. Ребенку необходимо прослеживать движение черепашки и находить её в момент появления, после исчезновения (черепашка меняет цвет). В игре «Черепашки» ребенку предлагается найти черепашку, навести на неё стрелочку и нажать на кнопку «мышки». Постепенно меняется цвет и размер черепашки (от уровня к уровню размер уменьшается). Ошибка сопровождается звуковым сигналом. В конце игры можно проверить количество ошибок.
«Направление».Черепашка передвигается по геометрическим фигурам, меняя направление движения. Ребенок прослеживает движения черепашки и называет направление движения, используя пространственные термины: влево, вправо, вверх, вниз. В игре «Черепашки» из множества черепашек ребенку необходимо выбрать тех, которые движутся в заданном направлении. При правильном выборе черепашка убегает, при ошибке раздается звуковой сигнал. В конце игры можно посмотреть количество ошибок.
«Контуры». В данной категории представлены рисунки разного уровня сложности: от геометрических фигур, до простых изображений, выполненных с их помощью. Эти упражнения помогают детям видеть форму в окружающих предметах.
«Лабиринты». Детям предлагается пройти лабиринты разного уровня сложности, используя стрелочки, показывающие направление движения: вверх, вниз, вправо, влево. Упражнения развивают мышление, учат зрительно прослеживать путь движения черепашки, развивают умение работать с манипулятором (клавиатурой).
Установка программы (рекомендации производителя программы ЛогоМиры 3.0) Системные требования Windows 98 или выше, 32 MB RAM, компакт-диск привод, поддержка 32-х битного графического режима, звуковая карта. Параметры дисплея: цветность - 32 бита, разрешение экрана - 800 х 600 или выше. Инструкция по установке 1. Для запуска программы ЛогоМиры 3.0 нужно открыть папку «Лого», в ней выбрать папку «ЛогоМиры 3.0», запустить файл ЛогоМиры 3.0.exe 2. Для запуска программы «Черепашки» в меню открывшейся программы выбрать «Открыть проект», открыть папку «Лого» и запустить файл «Черепашки». Контакты - Рекомендации по написанию программы «Черепашки» разработала Литвиненко Елена Викторовна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, МБДОУ ЦРР д/с № 286. - Разработал компьютерную программу «Черепашки» Литвиненко Данил, ученик Лицея информационных технологий, города Новосибирска. Источники информации 1. МалеваЗ.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению. - М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2009. 3. www.zreni.ru | ||||||||
| ||||||||
Дата последнего обновления страницы 10.04.2024 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |