МБДОУ д/с № 286 ("Полянка")

 

Проект: "Развитие глубинного зрения у детей с косоглазием и амблиопией коррекционно -педагогическими методами"

 

Проект: «Развитие    глубинного  зрения у детей  с косоглазием и амблиопией коррекционно -педагогическими методами»

 

 

Краткая аннотация проекта Данный проект является частью комплексной коррекционной работы. Он  направлен на  подготовку детей к восприятию глубины пространства и развитие стереоскопического зрения детей с косоглазием. При расстройстве стереоскопического  зрения у ребенка  нарушается   формирование механизмов анализа  глубины пространства, ориентировки в пространстве, моторного  развития, что может привести к   трудностям в  социальной  адаптации ребенка.  Поэтому разработан ряд коррекционно-педагогических мероприятий  для  формирования определенных знаний и умений, необходимых для  создания предпосылок для  развития  полноценного  стереоскопического зрения.   

 

 

Описание учреждения

 

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение – Центр развития ребенка – детский сад № 286  - «Полянка»  для детей с нарушением  зрения (косоглазие и амблиопия).

Детский сад работает по «Программе специальных коррекционных образовательных учреждений 4-го вида (для слабовидящих детей) » под редакцией Л.И .Плаксиной и «Программе воспитания и обучения детей» под редакцией М.А. Васильевой  с 1973 г.

Основной целью детского сада является оказание комплексной медицинской и психолого- педагогической помощи детям с нарушением зрения. Проблема восстановления зрения  у детей с косоглазием особенно актуальна и социально значима, так как есть возможность улучшить и полностью восстановить зрение у многих из этих детей.  Исходя из этого, персонал детского сада     обеспечивает   высококвалифицированное лечение глазных заболеваний, также полный комплекс педагогических мероприятий в условиях обычного режима жизни ребенка. Обучение, воспитание  и развитие детей проводится  в аспектах, способствующих лечебному процессу. Таким образом, в саду создано единое реабилитационное пространство, позволяющее успешно решать задачи лечения, воспитания, образования детей с нарушением зрения.

 

 

Краткая характеристика исполнителя проекта

 

 Я, Арефьева Ирина Михайловна,  работаю учителем –дефектологом в течение 20 лет в данном детском саду. Провожу  диагностику и на базе клинических и психолого-педагогических данных разрабатываю    индивидуальную   программу занятий с каждым ребенком   с учетом дефекта и уровня психического развития. Эти данные отражаю в   индивидуальных дневниках.

 Провожу  специальные занятия по коррекции  зрительного восприятия, развития  глубинного зрения, моторики, ориентировке в пространстве, ознакомления с социальной действительностью, сохранных анализаторов на которых решаю  задачи по формированию различных знаний умений и навыков, активизации зрительного восприятия,  развитию компенсаторных механизмов. У детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-образного мышления, развивается зрительно-моторная координация, повышается точность фиксации взора и активно упражняется глазодвигательная система. Все это  позволяет  ребенку закрепить лечение косоглазия, психологически успешно адаптироваться к школьной деятельности.

Большое внимание уделяю

- подготовке детей к аппаратному лечению;

-развитию стереоскопического зрения

-снятию побочного влияния медицинских процедур на психику ребенка;

-закреплению результатов восстановительного лечения.

Все занятия проходят в игровой форме, ребенок занимается и лечится с желанием и интересом – это является залогом успешного лечения. Игровое действие служит не только усилению активности ребенка, но и способствует коррекции зрения и зрительного восприятия, повышает мотивацию к новой деятельности. В результате комплексная лечебно – восстановительная и коррекционно-педагогическая помощь детям дает высокие результаты излечения, позволяет подготовить дошкольников с нарушением зрения к обучению в школе,

 

Постановка проблемы

 

Косоглазие  и амблиопия являются относительно  распространенными глазными заболеваниями. Чаще всего они возникают в возрасте до трех лет. Это говорит о необходимости ранней коррекции зрения в условиях систематического медицинского и педагогического воздействия. В мире и в Российской Федерации  утверждена комплексная система лечения, которая включает оптическую коррекцию (очки), плеоптическое лечение (окклюзия), ортоптическая и диплоптическая система по восстановлению бинокулярного и стереоскопического зрения. Знание педагогами этапов лечения необходимо для выработки правильных и своевременных способов, методов, приемов на занятиях. Это позволит ускорить процесс восстановления зрения у детей.

В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном  расположении и степени удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения.

 К основным (базовым) функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Снижение любой из них неизбежно ведет за собой нарушения  зрительного восприятия.

Например,  нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту  и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.

Наличие нарушений функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке.

Нарушение  глазодвигательных функций характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации и приводит к возникновению косоглазия.

Косоглазие   может являться причиной  снижения  работоспособности косящего глаза, вследствие чего глаз перестает участвовать в акте зрительного восприятия. Характер зрения из бинокулярного (ребенок видит  двумя глазами)  -превращается в монокулярный (восприятие осуществляется одним глазом).

 Монокулярное зрение дает представление лишь о ширине высоте, форме предмета, но не позволяет точно оценивать взаиморасположение предметов в пространстве в глубине.

Нарушение бинокулярного зрения  приводит к  снижению способности видеть двумя глазами одновременно и мешает воспринимать рассматриваемый объект как единое объемное целое, искажает пространственное  восприятие окружающего мира, так как ребенок не может оценивать расстояние между объектами, затрудняется  выполнять   различные ориентировочные действий с  предметами.

Нарушение бинокулярного зрения приводит к   недоразвитию   стереоскопического (пространственного, глубинного)  зрения. Стереоскопическое зрение    высшая форма бинокулярного зрения, так называемое  -совершенное бинокулярное зрение, когда все параметры бинокулярного зрения улучшаются.  Изображение предметов на сетчатках глаз двумерны, а между тем человек видит мир трехмерным, т.е. он обладает способностью к восприятию глубины пространства, или стереоскопическим зрением. Стерео – от греч. Stereos  (твердый, пространственный).  Основной особенностью стереоскопического зрения является совместная работа глаз. Развитие стереоскопического зрения осуществляется на фоне имеющегося бинокулярного.

·        При отсутствии развитого глубинного зрения    значительно хуже  можно различать глубину, рельеф, поверхность;

 

·        При отсутствии развитого глубинного зрения    труднее  правильно оценивать взаиморасположение предметов в пространстве, заслоненность предметов друг другом, перспективу в изображении.

    

·        При  отсутствии развитого глубинного зрения    острота зрения – ниже,  поле зрения –меньше

·        При отсутствии развитого глубинного зрения    затрудняется           макро и микро ориентация  в пространстве, овладение    измерительными навыками, происходит  нарушение моторного развития.

·        При  нарушении оценки глубины пространства    делается затруднительным  качественное выполнение многих работ (водителя, летчика, токаря, хирурга и др.)

 

           Аппаратное    лечение стереоскопического   зрения проводится  на специальном   глазном приборе (синоптофоре), но использование традиционных ортоптических  методов наталкивается на определенные противоречия: требования, которые предъявляются ребенку для работы на лечебной аппаратуре, нередко опережают его развитие, и сформированные  к этому времени навыки оказываются недостаточными. Особую трудность при лечении на аппарате  у детей вызывает следующее: дети не умеют фиксировать взор, прослеживать глазами линии воспринимаемых объектов, осуществлять глазомерную оценку протяженности линий, оценивать величину фигур, расстояния между ними, оценивать глубину пространства, пользоваться пространственными терминами. Это затрудняет эффективность  лечения и требует соответствующую  педагогическую  подготовленность детей к аппаратной деятельности.                 

       Наиболее важный механизм восприятия глубины пространства – стереопсис – зависит от совместного использования двух глаз. При рассматривании любой трехмерной сцены два глаза формируют несколько различные изображения на сетчатках. В процессе стереопсиса мозг сравнивает изображения одной и той же сцены на двух сетчатках и с большой точностью оценивает относительную глубину. Слияние двух монокулярных изображений, видимых раздельно правым и левым глазом при рассматривании предметов одновременно двумя глазами, в одно объемное изображение называют фузией.  Фузия очень важный момент в восстановлении стереоскопического зрения.    

        Для ее более  успешного развития необходимо   разработать ряд  специальных педагогических упражнений, настраивающих зрительный анализатор на процесс слияния.

Кроме того очень большое значение имеет специально организованная  педагогически-коррекционная  работа по развитию стереоскопического зрения в постаппаратный период для закрепления результатов лечения косоглазия.

         Самопроизвольное восстановление бинокулярного,  глубинного зрения не развивается или развивается редко. Но формируется бинокулярное стереоскопическое  зрение постепенно, развитие и совершенствование его продолжается на протяжении всего школьного периода.  Эти функции глаза находятся в стадии развития, есть возможность  воздействовать на них педагогическими методами в процессе коррекционной работы.  Для этого  необходимо  применять определенные  комплексные мероприятия. Задача этих мероприятий – подготовить  к аппаратному лечению,  создать предпосылки для развития полноценного  стереоскопического зрения и тем самым закрепить результаты лечения косоглазия, подготовить детей к школе.

 

Психолого-педагогическое   обоснование

         Важным условием обучения дошкольников является знание закономерностей психического развития детей. В связи с этим большое значение имеет положение, выдвинутое Выготским Л.С. о том, что основные закономерности развития нормального ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии. Это положение учитывается при подготовке ребенка к аппаратному лечению, где основополагающим является учет возрастных особенностей детей. (Солнцева Л.И) Основные закономерности, которые необходимо учитывать при подготовке детей к лечению: усвоение программного материала происходит через наглядно-практические действия с многообразными предметами и материалами и осуществляется на полисенсорной основе. Анализ научных данных и опыта работы  специализированных  учреждений указывает на актуальность проблемы, связанной с разработкой коррекционно-педагогической системы,  которая  осуществляется наряду с лечебно- восстановительными мероприятиями, а иногда и опережает их в процессе предаппаратной подготовки и постаппаратного закрепления результатов. Основной задачей системы коррекционно-педагогических воздействий является формирование перцептивной активности  и потребности. Формирование умений, навыков, способов зрительного восприятия,  пространственной   ориентировки, моторного развития, которые значительно повышают когнитивные возможности ребенка с амблиопией и косоглазием и способствуют восстановлению зрительных функций   (Земцова М.И., Литвак А.Г., Феоктистова В.А.)

 

Цель проекта: Сформировать комплекс коррекционно-педагогических мероприятий, способствующих  развитию навыков полноценного  глубинного стереоскопического зрения у детей с косоглазием и амблиопией.

 

Тактические задачи:

 

1.  Дать понятие о линейной перспективе, научить понимать  зависимость  величины предмета от расстояния

2. Сформировать способы восприятия  глубины  пространства плоскостного изображения. Научить анализировать изображения с выделением переднего, среднего, заднего плана.

3. Сформировать способы восприятия объектов при разной их удаленности на полимодальной основе, используя сохранные анализаторы.

4. Развивать  измерительные навыки в большом и малом пространстве

5. Научить зрительно оценивать пространственные отношения между предметами и использовать полученные навыки в  практической деятельности

6. Научить пользоваться словесными обозначениями  при определении про­странственных направлений и выделению пространственных признаков

7. Научить самостоятельно  моделировать пространственные отношения с учетом глубины пространства

8. Научить   использовать полученные навыки при изготовлении макетов с учетом глубины пространства

9. Развивать фузионные резервы, учить  сливать картинки при помощи специально подготовленных пособий, разделителя полей

10.  развивать стереопсис, учить фокусировать взгляд, видеть глубину в стереокартинах, при пользовании стереоскопом

 

Стратегия достижения поставленных задач:

 

Восприятие относительной глубины  положения предметов в  пространстве называется глубинным зрением.  На плоскостных  изображениях  возможно отражение  глубины изобразительными средствами.  Оценка глубины пространственного расположения предмета происходит в таких случаях за счет так называемых вторичных факторов (распределение  светотеней, пересечение контуров, размеров). Человек обладает многими механизмами оценки глубины. Некоторые из них совершенно очевидны. Например, если приблизительно известна величина объекта (человек, дерево и др.), то можно оценить расстояние до него или понять, какой из объектов ближе, сравнивая угловую величину объекта. Если взять проекцию параллельных линий, например железнодорожных рельсов, уходящих вдаль, то в проекции они будут сближаться. Это пример перспективы – весьма эффективного показателя глубины пространства.

 Для формирования глубинного зрения у детей  сначала необходимо научить детей понимать зависимость величины предмета от расстояния до него, дать понятие о линейной перспективе. Для этого я  разработала ряд пособий,  с помощью которых дети самостоятельно моделируют на  фланелеграфе и  наглядно представляют зависимость величины предмета от расстояния.    «Трасса», «В лесу».

Затем нужно  знакомить   детей с многоплановыми картинами, и соответственно с  планами изображения (передний, средний, задний). Рассматривая изображение, ребенок познакомится с элементами рисунков, научится определять расстояние между ними, определять соответственно их размер и постепенно  будет учиться  видеть глубину пространства на картине,   будет  уточнять  расширять  свои представления,   речь.  Для достижения этих целей будем анализировать иллюстрации :  «Заяц и лиса», «На реке».

Кроме того, я разработала специальное  занятие: «Нарисуем  улицу».   Цель занятия -  научить  создавать изображения на фланелеграфе с учетом пространственных положений и отношений предметов, чтению иллюстраций, пониманию  заслонённости,  обучать умению понимать соблюдение  линейной перспективы при изображении объектов в рисунке.

Разработала  ряд специальных пособий, при котором дети сначала рассматривают иллюстрации, а затем сами из   отдельных персонажей этих иллюстраций моделируют увиденное. «Дети  на горке», «Каток», «Снеговик»

Для правильного определения глубины  в пространстве и  ориентации  необходимо научить детей глазомерной оценке расстояний между предметами. Для этого я подобрала    ряд игр и упражнений с использованием зрительной, зрительно-двигательной, двигательно-тактильной чувствительности оценки расстояний между предметами. Подвижная игра в музыкальном зале «Сбей кеглю», «Попади мячом в цель» «Попади по шляпке гвоздя» « Где гараж », «Что ближе, что дальше»  ит.д.

Сложность выполнения подобных заданий заключается в том, что особенности монокулярного зрения не позволяют детям верно определить, на­сколько удалены предметы, на каком расстоянии от них они находятся. Зрительное восприятие детьми пространства должно уточняться, дополняться их двигательными ощущениями.  

Следует отметить, что дошкольникам с нарушени­ем зрения всех подкатегорий свойственно неумение получать информацию о пространстве с помощью со­хранных анализаторов — слуха, осязания, обоняния, двигательно-тактильной чувствительности — и ис­пользовать ее в самостоятельной практической ориен­тировке. Поэтому задача формирования полисенсор­ного восприятия является общей для всех.

Все действия детей по выделению пространственных признаков и определению про­странственных направлений должны сопровождаться их словесными обозначениями. Именно на основе по­лисенсорного восприятия пространства, закреп­ленного в слове, у ребят создается обобщенный образ пространства.

Необходимо  будет формировать  механизмы  анализа трехмерного пространства. Для решения этой задачи я изготовила  небольшие  макеты «Дикие животные»,    «На ферме»,  «Мишки  на севере»,  «Птичий двор».   Разработала оригинальное  пособие  «Театр в коробке», со съемными декорациями, передвигающимися персонажами с учетом глубины пространства. Планируется вместе  с детьми сделать  макет «Городской сквер». Практическая деятельность с объектами макета позволит  детям моделировать пространственные отношения между предметами и  отражать их  в речи,  зрительно оценивать положения одного относительно других с учетом глубины пространства. В процессе такой работы понятия дальше, ближе, передний задний план, перекрытие  станут  более понятным и переведутся  из области теоретической в практическую. Кроме того, такой комбинированный вид деятельности, требующий от ребенка умения рисовать, раскрашивать, вырезать  будет способствовать  развитию  мелкой моторики, зрительно/моторной координации,  ручной умелости, что в принципе является одним из направлений коррекционной работы

Для развития фузионных резервов, необходимо будет  провести ряд коррекционных упражнений, способствующих слиянию  двух изображений в одно. «Совмести картинки», «Разделитель полей», «Посади цыпленка в яйцо» и т.д.  

Для укрепления стереоскопических возможностей,  улучшения  порога  пространственного различения необходимо будет использовать стереоскопические картины, стереоскоп со слайдами.

 

Чему научатся дети в результате реализации проекта

 Дети научатся видеть  глубину в изображениях, понимать значение линейной перспективы

 Дети научаться оценивать глубину в большом пространстве. Оценивать  пространственные отношения между предметами  на полисенсорной основе, оценивать положение одного относительно других, отражать эти отношения в речи, применять в практической деятельности, воспринимать разноудаленные объекты на полимодальной основе, будут сформированы      измерительных навыки  в малом и большом пространстве.

Дети научатся моделировать пространственные отношения. изготавливать макеты, 

У детей  в результате тренировок будут развиваться фузионные резервы, бинокулярный механизм слияния изображений.

          Дети смогут научится  «правильно»  видеть глубину в стереокартинах.

 В результате всего комплекса мероприятий  у детей  будут повышаться  пороговые стереоскопические  возможности и создаваться предпосылки для развития глубинного пространственного зрения.

 

Календарный план реализации проекта

 

мероприятие

срок

№ приложения

 

 

 

 

 

Анализ иллюстрации  с линейной перспективой

«Трасса»

 

 

 

Практическое моделирование объектами  на фланелеграфе  с использованием линейной перспективы:  «Дорога»

 

 

 

Анализ  картин  с выделением переднего, среднего, заднего  планов  «Заяц и лиса», «На реке»

 

 

 

 

 

+

 

Экскурсия на бульвар с рассматриванием близких и далеких предметов

 

 

 

Проведение занятия «Моя улица»

 

+

 

Практическое моделирование  картины с определением местоположения  планов  на фланелеграфе и  оречевлением  пространственного  расположения объектов: «Дети зимой»

 

 

 

 

 

 

 

Подвижная игра в музыкальном зале «Сбей кеглю», «Попади мячом в цель» «Попади по шляпке гвоздя»

Игры  « Где гараж », «Что ближе, что дальше»

 

+

 

Ознакомление с макетами и практическое моделирование объектами:  «В лесу», «На ферме», «Птичий двор», «Квартира», «Театр в коробке» «Дома»

 

 

 

Изготовление макета для тематической  игры-занятия  «Городской сквер ».

 

 

 

Упражнение по развитию фузии  «Соедини  в одну картинку»

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомление со стереокартинками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

Участники проекта дети старшей группы, учитель-дефектолог

 

Чему научились дети в результате реализации проекта.

У детей в результате проделанной работы появились  навыки  анализа глубины  пространства, ориентировки в трехмерном пространстве, зрительно-моторной координации, сформировались измерительные навыки.  Дети научились  практически использовать  полученные  знания  в деятельности с новыми объектами, в  свободном пространстве,  изготавливать макеты, моделировать пространственные отношения.  У детей повысились фузионные резервы,   они научились настаивать зрительный аппарат на слияние изображений. По результатам лечения косоглазия и формирования стереоскопического зрения, предоставленных на МПК  на конец года  из 11 выпускников – 5 полностью выздоровевшие, 6- с улучшением. Таким образом  при комплексное  воздействие ортоптических  методов и данной   коррекционно-педагогической подготовки явилось достаточно эффективным средством для развития глубинного зрения, закрепления результатов лечения косоглазия, подготовки детей к новой школьной деятельности.

 

 Список используемой литературы:

1.     Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Л.С. Выготский.-М.1960

2.     Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в  детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. Л.Григорян. –М.1978.

3.     Жохов В.П. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. М.1994

4.     Никулина Г.В. Дети с амблиопией и косоглазием. СПб2001

5.     Солнцева Л.И.Психология детей с нарушением зрения. М.Классик стиль. 2006

6.     Заксенвегер Р. Ф.Аномалии стереоскопического зрения при косоглазии и их лечение. Статья. Ксерокопия

Дата последнего обновления страницы 10.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения